Кино и ТВ

Самые ожидаемые российские фильмы 2024 года — от «Мастера и Маргариты» до «Майора Грома»

Сегодня на российские экраны вышла очередная, на этот раз очень-очень высокобюджетная экранизация романа Булгакова «Мастер и Маргарита». В честь этого мы решили составить небольшой, но важный список самых громких отечественных кинопроектов, которые выйдут на экраны в 2024 году и, предположительно, соберут большую кассу.

Не все фильмы в этом списке окажутся хорошими — более того, мы прямо-таки уверены в том, что отдельные участники этого топа попадут в категорию «Отборная дрянь». Но наблюдать за их кассовыми достижениями от этого будет не менее, а иногда и более интересно.

Ах да, парочка картин выйдет всё-таки не в 2024 году, а 1 января 2025-го, но мы всё равно решили их упомянуть. Во-первых, не исключены предновогодние превью-показы, а во-вторых, они всё равно выйдут в ближайшие 365 дней, так что пусть будут.

Ну, с Воландом!

• • •

«Мастер и Маргарита» (25 января)

Как и положено экранизации «Мастера и Маргариты», дорога этого конкретного фильма на российские экраны была непростой и извилистой. Проект анонсировали ещё в 2018 году — с Николаем Лебедевым («Экипаж», «Легенда №17») в режиссёрском кресле, якобы с полностью готовым сценарием и раскадровками, но пока без кастинга. Тогда заявленный бюджет составлял неслабые 800 млн рублей, но «Фонд кино» пообещал помочь с финансированием.

Однако затем, цитируя одного персонажа, «опять началась какая-то чушь»: премьера многократно переносилась, фильм сменил название на «Воланд», а потом обратно на «Мастера и Маргариту», Лебедев не выдержал и ушёл снимать «Нюрнберг», а его место занял Михаил Локшин, режиссёр «Серебряных коньков». Он же вместе с Романом Кантором переписал сценарий, так что сейчас не до конца понятно, что же именно будет представлять из себя кино — то ли классическую экранизацию, то ли переосмысление. Скорее второе.

В любом случае, последний трейлер «Мастера и Маргариты» настраивает на самый положительный лад — налицо и отличный визуал, и замечательный кастинг, и даже прилично выглядящий Бегемот. И хотя отбить свои 1,2 млрд бюджета фильму будет непросто, шансы на это всё-таки имеются. Аннушка уже разлила подсолнечное масло, и что будет дальше — рассудит история.

• • •

«Лёд 3» (14 февраля)

Третья часть одного из редких отечественных франчайзов, которые умудряются собирать деньги вне Новогодней битвы. Первый «Лёд» был снят Олегом Трофимом, запомнился прекрасными музыкальными номерами и хорошей романтической историей и собрал в прокате увесистые 1,5 миллиарда. Сиквел был поставлен уже Жорой Крыжовниковым, запомнился не столько музыкальными номерами, сколько дурной драмой, но всё равно заработал 1,5 миллиарда.

Есть все основания полагать, что триквел не отстанет от предшественников, а то и обойдёт их на повороте — обстоятельства располагают-с. Что до самого фильме, то режиссёр снова сменился — теперь это новичок Юрий Хмельницкий. Впрочем, продюсеры Михаил Врубель и Александр Андрющенко всё ещё на месте, так что не стоит опасаться каких-то кардинальных перемен.

А вот главные герои нынче другие — по понятным причинам персонажа Аглаи Тарасовой теперь в сюжете нет вообще, остались только Саша и Ирина Сергеевна в исполнении Петрова и Ароновой. За любовную линию нынче отвечают Анна Савранская и Степан Белозеров, и пока не очень ясно, чего от них ждать. Трейлер изобилует драмой ничуть не меньше сиквела, но ведь и драму можно снять по-человечески, верно?

• • •

«Летучий корабль» (7 марта)

Пока на Западе продолжает загонять себя в могилу индустрия экранизации всевозможных комиксов, в России поднимает голову специфический жанр «Высокобюджетные игровые экранизации русских сказок и мультфильмов» (сокращённо — ВИЭРСИМ).

За последние несколько лет процесс определённо наладился — бюджеты стали выше, качество тоже подросло, сборы так вообще взлетели в небеса. И если вышедший в прокат три года назад «Конёк-горбунок» показал себя неплохо, но не окупился (хоть и явно принёс деньги своим создателям благодаря дотациям от «Фонда кино»), то дальше было только лучше: и «Чебурашка», и «По щучьему велению», и даже треклятые «Бременские музыканты» прошли или ещё идут на экранах с огромным успехом. Причём лишь один фильм из вышеперечисленных мы можем назвать откровенно ужасным, а остальные в худшем случае — неплохими, в лучшем — отличными.

Вот и в «Летучий корабль» хочется верить — благо есть поводы. Трейлеры выглядят местами сыровато по графике, но красочно, актёры вроде бы на своих местах, да и песни из любимого миллионами мультфильма обещают исполнить все до единой — включая «Частушки Бабок Ёжек». Чтобы сделать зрительским ушам приятно, в кино даже позвали Полину Гагарину, выделив ей специальную роль и написав как минимум одну персональную песню (дай бог, чтобы она не была такой же тоскливой, как работы Макса Фадеева в «Бременских музыкантах»).

В любом случае, этот ВИЭРСИМ-паровоз уже не остановить, так что остаётся лишь надеяться на хорошие фильмы и приличные сборы.

• • •

«Онегин» (7 марта)

Признаться, мы вообще не уверены, что экранизация «Евгения Онегина» от Сарика Андреасяна преуспеет в прокате, и почти гарантируем, что какими-то художественными качествами картина отличаться тоже не будет. Доказательством этому служит вся предыдущая карьера режиссёра, в которой нет буквально ни одного по-настоящему хорошего фильма.

Впрочем, красивую картинку Сарик делать уже научился, поэтому ширнармассы трейлеры «Онегина» воспринимать могут вполне благосклонно, что положительно скажется на сборах. Но, разумеется, ждать какого-то аутентичного переложения классического романа на киноплёнку не стоит, даром что сам Андреасян обещает придерживаться именно такого подхода.

В конце концов, когда роль 25-летнего Онегина исполняет 40-летний Виктор Добронравов, а 17-летнюю Татьяну играет 30-летняя жена режиссёра Лиза Моряк, то о каком соответствии первоисточнику может идти речь? Да, всякое случается — и не исключено, что Добронравов блистательно отыграет «молодого повесу», Моряк очень натурально покажет первую в жизни влюблённость, а Сарик Андреасян снимет такое великолепное кино, что утрёт нос самому Джо Райту.

Цитируя другого русского классика: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»

• • •

«Сто лет тому вперёд» (18 апреля)

Сказать, что в России любят сериал «Гостья из будущего», это не сказать ничего. Его натурально обожают за всё сразу — за сюжет, за светлое изображение нашего будущего, за музыку, за актёров в целом и, конечно же, за Наташу Гусеву в роли Алисы Селезнёвой в частности.

В общем, не пасть жертвой бесконечных сравнений с советской классикой проекту Александра Андрющенко и Михаила Врубеля («Лёд», «Притяжение», «Вторжение») будет очень нелегко. Да, название у фильма взято не из сериала, а из оригинальной повести Кира Булычёва — «Сто лет тому вперёд». Но путешествие во времени есть, Алиса, Коля и некоторые другие знакомые персонажи всё равно присутствуют, так что параллели непременно будет проведены. И наверняка не в пользу новинки.

Другое дело, что если судить по синопсису и трейлерам, то сюжет «Ста лет тому вперёд» перелопачен будь здоров — например, Алиса ищет в прошлом не Миелофон, а свою маму. И не исключено, что эта экранизация так далеко уйдёт от оригинала, что сравнивать их будет просто бессмысленно. В режиссёрском кресле, к слову, восседает сам Андрющенко, снявший до этого неплохого «Напарника», а ещё у фильма неплохой актёрский состав. Даже Даша Верещагина выглядит уместно в роли Алисы Селезнёвой, а это очень непростая задача.

Читать также:
Новый инструмент пытки на первом постере ужастика «Пила X»

Единственное, что настораживает — это рекламные ролики проекта, создающие ощущение, что «Сто лет тому вперёд» направлен исключительно на подростковую аудиторию и в гробу видел чуть более возрастную. Первый трейлер, посвящённый преимущественно Коле, у большинства зрителей вызвал сплошное недоумение — то есть, простите, кринж. Второй, где в роли главной героини предстаёт Алиса, уже куда бодрее и приятнее. Миелофона, чтобы прочитать мысли создателей и понять, что они для нас уготовили, у нас тоже нет, так что остаётся лишь скрестить пальцы.

• • •

«Майор Гром. Игра» (23 мая)

Первому «Майору Грому» катастрофически не повезло в прокате — компания Bubble Comics и отечественный прокатчик Walt Disney Studios сильно переоценили популярность комикса-первоисточника, не обеспечили проекту достойную рекламную кампанию (видимо, полагая, что и так все пойдут в кино), плохо выбрали дату релиза и пожали плоды в виде катастрофических для 640-миллионного бюджета сборов на старте — всего 109 млн за первый уик-энд.

Казалось, что на потенциальном франчайзе можно ставить крест, но сначала фанаты обеспечили фильму хотя бы не сильно позорные сборы (хотя 329 млн — это всё равно очень плохо при таких затратах и при ожиданиях в районе 0,5–1,5 млрд), затем в несколько раз выросли продажи комиксов, а потом «Чумной доктор» отлично показал себя на стриминге — и на «Кинопоиске» в России, и на «Нетфликсе» в остальных странах. И там, и там фильм довольно долго удерживал первое место по популярности, что дало поклонникам надежду на продолжение.

И оно действительно появится, причём уже в мае этого года — в виде прямого сиквела под названием «Майор Гром. Игра». Режиссёр Олег Трофим и исполнители главных ролей из «Чумного доктора» вернулись к своим обязанностям, а производством теперь занимается не только Bubble Comics, но и «Плюс Студия» — продюсерский центр «Яндекса». Именно поэтому сразу после завершения проката фильм снова эксклюзивно появится на «Кинопоиске».

За основу сюжета взят цикл «Игра» из комиксов, хотя Трофим со товарищи уже заявили, что его сюжет сильно переписан. Получивший свою дозу критики за не самую выдающуюся физическую форму Тихон Жизневский как следует подкачался, что заметно даже по приснопамятным «Бременским музыкантам». «Игра» продемонстрирует, как на Игоря Грома повлияет популярность, свалившаяся на него после событий «Чумного Доктора», ну и сюжетная линия второй личности Разумовского тоже не останется заброшенной.

Пока что рекламную кампанию «Игры» сложно назвать масштабной, но до премьеры ещё 4 месяца, и хочется верить, что компания «Централ Партнершип» не повторит ошибок предшественника. К тому же мощных западных конкурентов типа «Годзиллы против Конга» или «Мортал Комбата» у сиквела не ожидается, что положительно повлияет на сборы. Если всё пройдёт как надо, а выходящий в этом году сериал «Фурия» тоже не подкачает, то киновселенная Bubble всё-таки обретёт жизнь, пусть и после мощного фальстарта.

• • •

«Домовёнок Кузя» (19 декабря)

В чём не отказать братьям Андреасянам, так это в деловой хватке. Сначала Сарик с Гевондом окучивали жанр тупых и пошлых комедий, потом переключились на экранизации реальных трагедий («Землетрясение», «Непрощённый», «Чикатило»), потому что публике сложнее их критиковать, а аккурат после грандиозного успеха «Чебурашки» обратили своё внимание на советскую детскую литературу типа «Денискиных рассказов», цикла про Простоквашино и, разумеется, «Домовёнка Кузю».

Люди, знакомые с творчеством Сарика Андреасяна, и как режиссёра, и как продюсера, от новой экранизации, разумеется, ничего хорошего не ждут — «Тот ещё Карлосон!» вышел почти дюжину лет назад, но душевные раны ещё свежи. С детской аудиторией эта шайка-лейка работать категорически не умеет, а режиссёром картины выступает Виктор Лакисов, который известен разве что мультфильмом «Крякнутые каникулы» да кошмарным фильмом «Спартакиада. Локальное потепление» (рейтинг на КП — 1,7 из 10). Тот ещё послужной списочек, надо заметить.

Лёгкое недоумение вызывают даже куклы Кузи и Нафани, которые Сарик Андреасян показал в своих соцсетях, — они будут использоваться в качестве «статистов для этих героев» (прямая цитата), а уже потом на их место специалисты по компьютерной графике дорисуют «живых» персонажей. На вопрос «Почему Кузя стал похож то ли на анимешку, то ли на фанко-поп-фигурку?» внятного ответа публика так и не получила.

Тем не менее, мультфильмы про домовёнка Кузю у нас очень любят, поэтому проект Андреасянов вполне может ожидать успех. Даже так — им надо будет очень постараться, чтобы кино оказалось убыточным, как бы многим людям этого не хотелось.

• • •

«Финист. Первый богатырь» (1 января 2015 года)

Фильмы из трилогии «Последний богатырь» всегда были любимцами публики — оценки получали неплохие, деньги собирали вообще отличные, причём сборы постоянно росли: 1,7 млрд у первой части, 2,1 млрд у второй и 2,3 млрд у третьей.

Разумно предположить, что приквел про Финиста, которого представили ещё в «Корне зла», выступит плюс-минус на том же уровне. А оставшаяся почти неизменной творческая команда, включая невероятно успешного режиссёра Дмитрия Дьяченко (помимо «Богатырей», на его счету ещё «Чебурашка», дилогия «Кухня» и первые две части «О чём говорят мужчины»), практически гарантирует, что и качество останется неизменным.

В «Финисте. Первом богатыре» нам расскажут не только о самом Ясном Соколе, но и о становлении знахарки и колдуньи Яги, которая вынуждена скрываться после победы светлых сил над тёмными. Ах да, бюджет картины сильно вырос по сравнению с предыдущими частями — теперь он составляет 980 млн рублей. Конечно, сейчас миллиардными тратами никого не удивишь, но очевидно, что создатели «Финиста» рассчитывают собрать заметно больше предыдущих частей. И очень похоже, что им это удастся.

• • •

«Волшебник Изумрудного города» (1 января 2025 года)

Несмотря на бешеную популярность в народе книги Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города», в Советском Союзе так и не удосужились снять по ней игровой фильм. Отдуваться пришлось режиссёру «Гостьи из будущего» Павлу Арсенову аж в 1994 году, но низкий бюджет и вопиющая телевизионность картинки (например, кино снимали целиком в декорациях, без натуры) сделали своё чёрное дело — про эту экранизацию никто толком не помнит, в отличие от кукольного сериала 1973-го.

Эту оплошность попытается исправить режиссёр Игорь Волошин, снявший до этого «Повелителя ветра». Новый «Волшебник Изумрудного города» — это явно не дешёвая экранизация, о которой, правда, пока мало что можно сказать. До премьеры остаётся ещё целый год, поэтому на руках у нас несколько симпатичных кадров, небольшой тизер, который крутится только в кинотеатрах и до сих пор не попал в интернет, да актёрский состав.

Тут вроде бы порядок — Юрий Колокольников играет Железного дровосека, Светлана Ходченкова — Бастинду, а роль Элли отошла Екатерине Червовой — девочке, идеально подходящей как по внешности, так и по возрасту (ей сейчас тоже 9 лет). А вот что там насчёт актёрских талантов, тоже пока не очень понятно — надо дождаться хотя бы трейлера, а желательно и фильма целиком.

Но если «Волшебник Изумрудного города» окажется успешным как с художественной, так и с коммерческой точек зрения, то перед киноделами открываются широченные просторы: как известно, взяв за основу книгу Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз», Александр Волков очень сильно её переработал, а потом написал ещё пять собственных продолжений, последняя из которых, «Тайна заброшенного замка», вообще смешивает сказочный жанр с фантастическим.

Впрочем, пока надо дожить хотя бы до нормальной экранизации «Урфина Джюса и его деревянных солдат», а потом уже задумываться о более поздних книгах цикла.

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»